пятница, 28 марта 2014 г.

Продвижение городского портала. Брендинг и нейминг

Как говаривал незабвенный капитан Врунгель - как корабль назовешь, так он и поплывет. Истинная правда и если из этого правила и существуют исключения, то очень редкие. Поэтому необходимо подойти к вопросу выбора имени ответственно.



Конечно, идеальным было бы название домена в зоне ru - типа moskva.ru или moscow.ru но как вы можете заметить, все географические названия населенных пунктов больше 2000 населения уже заняты. Чаще всего администрациями этих пунктов, реже - домейнерами в ожидании перепродажи. Я не отслеживаю законодательство, но по идее, при наличии желания такие домены можно отсудить. Поэтому, отбросим эту версию, как маловероятную.

В идеале, конечно, имя должно быть коротким, простым, понятным, однозначно воспроизводимым на слух, имеющим простую английскую транскрипцию. В имени не должно быть никаких символов кроме букв латинского алфавита. Ни тире, ни цифр там быть в идеале не должно. Хотя вообще, цифры быть могут, но есть одно но.

Из имени вашего сайта вы должны сформировать бренд. Узнаваемый и понятный. И вот тут как раз кроется это самое Но домена с цифрами в имени. Если уж домен у вас содержит цифру, то желательно придумать имя сайта, которое не соответствует домену. Как например, наверное всем известный сайт siliconrus.com который называется Цукерберг позвонит. Авторы в текстах сокращают название до ЦП.

Также стоит делать и вам. Например если вас угораздило зарегистрировать домен moskva1.ru то придумайте сайту какое то название. Имя. Любое. Московские вести, ведомости, подмосковные вечера и тд и тп. Направление думаю понятно.

Зачем все это уложнять? Очень просто. Сарафанное радио никто не отменял. Даже сегодня оно существует и оффлайн, хотя и большая его часть перешла в онлайн - аськи скайпы воцапы вайберы и прочее. Прикиньте, как ваш читатель расскажет своему другу об интересной новости, прочитанной на вашем сайте?

- а ты про аварию-то читал?
- какую?
- ну на Ленина
- нет, а где?

- вариант1 - на москва один
- вариант2 - в московских вестях
...Щас ссылку найду

В каком варианте ваше имя сайта запомнится лучше? Причем домен будет тот же и ссылка в обоих случаях будет на moskva1.ru а эффект будет разный.

Но лучше чтобы цифр не было. В идеале ваше имя должно состоять из одного слова и склоняться. "Где читал? На ридусе! Где новость? На ленте! А ты видел чувак, как тебя там прополоскали в каментах на хабре?" Понятно, да? Кстати, отсюда же становится ясно, что закос имени под Вконтакте не очень-то канает, хотя и тоже вариант. Но - "где читал? Да на вМоскве!" Ну не лучший вариант, согласитесь.

И вы сами должны употреблять это слово, название своего бренда, как можно чаще на страницах вашего сайта. Это должно навязнуть у всех на зубах. И по поводу и без повода. Как? Легко: "Ридус уже писал на прошлой неделе что. Как сообщили ленте в мчс. Хабр сегодня установил новый рекорд посещаемости. Глава администрации прокомментировал взгляду ситуацию с горячей водой" Вот как-то так.

Самое интересное - где такие названия взять? Теперь вы уже знаете, что имя домена и собственно бренд или имя сайта могут не совпадать. Но можно включить немного логики и фантазии. Ваш город всегда назывался так как он называется сейчас? А имя домена по старому названию свободно? А на какой реке или притоке стоит ваш город? Куда все ходят купаться и рыбачить? А может у вашего города есть какие то народные прозвища или простонародные названия? А они в зоне ру заняты? Думаю, направление мысли понятно.

Также как понятно, что имя должно быть в зоне ru. Потому что если та же москва.ру занята а вы как умный зарегите москва.ком то все ваше продвижение, весь нейминг, все сарафанное радио уйдет к Ру-шке. Это путь вникуда. Поэтому нам нужен только ru.

И еще одна вещь, которая, мне кажется, довольно важна для формирования сильного бренда городского портала. Я понимаю, что сейчас век социальных сетей и всеобщей открытости. А также повального увлечения школьников интернетом. И потому, что касается сайтов, мы легко можем увидеть две крайности. Либо владелец сайта выпячивает свою индивидуальность, постит фоточки детей, кошечек, собачек и своего огорода, типа вот он я иван петров делают вам крутой городской портал, уникум одиночка, мастер на все руки, я я я; либо, чем грешат школьники, повсюду Мы Мы Мы, администрация сайта объявляет конкурс, вы можете написать нам по почте либо обратиться к нам в вк и тп. И тот и другой вариант - говно. Должна быть золотая середина.

Не нужно всем сразу сообщать, что вы один делаете городской портал. Пусть это и так на самом деле. Городской портал - это лицо города, и ассоциировать это лицо с лицом своим - не очень правильно и со стороны выглядит странненько. Поверьте. Городской портал - это структура. Это бренд. Это религия. Это что-то такое масштабное. Поэтому никаких Я. Городской портал - не личный блог. Вы не себя продвигаете, а делаете крутой бренд. В долгосрочной перспективе это гораздо полезней. Но также и не надо ударяться в Администрацию сайта. В крайнем случае Редакция. Мелочь, а разница колоссальная. Но в идеале навяливаем и навяливаем бренд. Связаться с Ридуом можно по почте, мы всегда на связи. В ленту требуется дизайнер баннеров, мы ищем крутых спецов. Сегодня в редакции взгляда новогодний корпоратив, просьба вечером не хулиганить. И тд и тп.

Вот такая вот Беда - Победа.

На этом, пожалуй, тему брендинга и нейминга закруглим. Будут вопросы - смело задавайте их в комментариях, с удовольствием отвечу.


5 комментариев:

  1. Вообще да, спасибо. Полезно ты сказал, что домен в общем-то может ничего общего не иметь с брэндом, с названием сайта..
    А вот по поводу дефисов - это может быть все же сложно..

    Ну у меня город миллионник..мне смысла нет, такой сайт делать..у нас их уже итак несколько раскученных и постоянно рождающиеся новые..

    А вот узкопрофильный городской сайт давно хочу..думаю, твой этот цикл статей по теме будет мне весьма полезен для осуществления этой идеи. Особенно интересует вопрос генерации контента..

    ОтветитьУдалить
  2. Узкопрофильный это занятно но с прямыми рекламодателями может быть проблема. У меня есть узкопрофильный сайт и в 100 тысячном городе (посещалка около 300 в сутки) и есть очень узкоспециализированный в милионнике (100 в сутки).

    Посмотри в сторону neva-room.ru - это сеть городских сайтов, вродебы они работают как франшиза, ищут в городах людей кто начинает вести подобный сайт - есть ли у тебя в городе такой? Там финансирование с москвы и проекты интересные. Ну а если в этой области уже есть сайт - отлично сработает вместо резюме, чтобы они выбрали именно тебя :) я считаю это оч крутая идея

    ОтветитьУдалить
  3. А как с монетизацией твоих узкопрофильных сайтов?
    Сколько в месяц с 1 и 2 выходит? И вообще, наверное будет статья о монетизации с примерной вилкой доходов?

    ОтветитьУдалить
  4. Блин, большой камент стерся :)

    Ладно.
    Короче. 300 хостов - доход исключительно с контекста яндекса и гугла - ну может тысячи полторы в месяц. Мало, но хостинг домен окупает, редактора там нет - это сервис который работает сам. Новость какую-то иногда размещаю я сам - так чтобы изобразить живость.

    100 хостов - заработков ноль. Это такая социальная нагрузка, благотворительность. Раньше был большой тиц - ссылаются бывает большие региональные сми и не только. Монетизировать пытались сапой и мэйнлинком. Сейчас тиц10 и забили на это дело. Смирились что это благотворительность. Хотя сайт в ЯК - наверное единственный мой сайт который взяли в ЯК :)

    Про монетизацию напишу. Про вилку - не знаю :) видно будет

    ОтветитьУдалить
  5. Да, брендинг - важная составляющая. У меня вот есть корпоративный сайт, который многие у нас знают - ddw.kz (DDW - это название компании, в которой я работаю) а нужно было на субдомене интернет-магазин наваять. И вот тут прямо как озарение - ok.ddw.kz И теперь говорят: у них там акция. А где? Да на окей-же... :)

    ОтветитьУдалить